Коллекторские нововведения: с 1 февраля вступают в силу изменения в Федеральный закон
19:00 30.01.2024
С 1
февраля 2024 года вступает силу ряд изменений в Федеральный закон №230-ФЗ «О
защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности
по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный
закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».
Среди
наиболее значимых изменений: закрепление в законодательстве терминов, таких как
«коллекторы» и «коллекторская деятельность», уточнения частоты взаимодействия с
должниками, а также перенос коммуникации с должниками на портал «Госуслуг». Большинство
изменений начнут действовать с 1 февраля 2024 года, некоторые поправки вступят
в силу только в августе того же года.
УФССП
России по Курганской области рассказываете о важных нововведениях, а также о
том, как они отразятся на гражданах, у которых есть неоплаченные долги.
Деятельность микрофинансовых организаций по возврату
просроченной задолженности теперь под
контролем ФССП Теперь
деятельность банков и микрокредитных организаций по возврату просроченной
задолженности переходит под контроль судебных приставов. Ранее ФССП
контролировала деятельность только профессиональных коллекторских организаций.
С 2024 года специалисты УФССП России по Курганской области наравне с другими
территориальными органами будут вести реестр коллекторских организаций, а также
перечень кредитных и микрофинансовых организаций, занимающихся возвратом просроченной
задолженности граждан. То есть теперь жалобы зауральцев на действия всех коллекторов,
касающихся возврата просроченной задолженности, будет принимать и рассматривать
УФССП России по Курганской области.
Закон закрепляет понятие
«профессиональная коллекторская организация»
Ранее в российском
законодательстве отсутствовал термин «профессиональная коллекторская
организация». Фактически использовать его в официальной документации было
нельзя. Однако с февраля 2024 года эти понятия будут введены в действующую
версию Федерального закона №230-ФЗ. Изменения касаются списка юридических лиц,
имеющих право на взыскание долгов. В этот перечень будут включены:
- профессиональные
коллекторские организации, специализирующиеся на возврате задолженности. Такие
компании продолжат проходить процедуру регистрации и включаться в специальный
реестр.
- микрофинансовые и
кредитные организации, которые получат возможность напрямую общаться с
должниками (личные встречи, телефонные звонки и т.д.) при условии
предоставления уведомления в ФССП и включения в соответствующий список.
В
названии каждого агентства теперь обязательно должны присутствовать выражение
«профессиональная коллекторская организация». Все компании, уже внесенные в реестр
ФССП, должны будут привести свои названия в соответствие с нововведениями. При
регистрации каждое коллекторское агентство обязано будет указывать свой
электронный адрес для связи с должниками. Эта информация будет включена в
реестр ФССП и должна быть размещена на сайте организации.
Для микрофинансовых и
кредитных организаций будет создан специальный перечень, который будет вести
ФССП на основе уведомлений от банков и МФО.
Таким образом, коллекторский бизнес фактически выходит на
новый уровень развития и, соответственно,
попадает под жесткий контроль, осуществлять который будут судебные
приставы.
Портал «Госуслуг» поможет при взаимодействии с должниками
Новые
поправки разрешают зарегистрированным коллекторским организациям использовать
портал «Госуслуг» в качестве средства взаимодействия при соблюдении ряда
требований. Во-первых, гражданин должен подтвердить согласие на получение
сообщений в своем аккаунте на сайте. Если такого подтверждения организация не
получит, то и направлять уведомления с помощью «Госулуг» не сможет. Гражданин
же в праве пожаловаться в УФССП России по Курганской области, если посчитает
действия коллекторов в этой сфере незаконными.
Законодательство
четко регламентирует количество сообщений-напоминаний об одной задолженности ,
отправленных через «Госуслуги» - не
более двух в календарный месяц.
Также
обновлен порядок направления должником документов кредитору через «Госуслуги».
Ранее любые обращения можно было отправлять только на фактический адрес
коллекторской организации.
Частота и особенности взаимодействия коллекторов с должником
Одно
из важных нововведений - уточнение частоты звонков, отправки сообщений и личных
встреч коллекторов с гражданами, которые имеют просроченную задолженность. В
частности, законодательство точно закрепляет термин «календарная неделя» -
период с понедельника по воскресенье. Кроме того, вводится понятие
«состоявшееся взаимодействие» - телефонные звонки без ответа со стороны должника
не будут включаться в счетчик взаимодействий. Взаимодействие же будет считаться состоявшимся, если до должника
удалось донести информацию о задолженности или должник в явной форме отказался
общаться.
Еще
одно важное уточнение - определение
взаимосвязанных сообщений. Теперь несколько взаимосвязанных сообщений,
например, в любом мессенджере, считаются взаимодействием. А обмен сообщениями с
должником в течение одного календарного дня считается одним взаимодействием.
Ранее это считалось нарушением и ограничивало эффективное общение с должником.
Напомним,
что закон строго регламентирует количество и время
телефонных звонков, которые может совершать кредитор. В частности, не
допускается непосредственное взаимодействие с должником:
- в рабочие дни в период с 22 до 8 часов и в выходные
и нерабочие праздничные дни в период с 20 до 9 часов по местному времени по
месту жительства или пребывания должника;
- посредством личных встреч более одного раза в течение
одной календарной недели;
- посредством телефонных переговоров или с
использованием автоматизированного интеллектуального агента более одного раза в
сутки, более двух раз в неделю, более восьми раз в месяц.
Важно отметить, что теперь
представлять интересы должника может лишь адвокат, сведения о котором внесены в
реестр адвокатской палаты.
Напомним,
что УФССП России по Курганской области продолжает принимать обращения граждан,
связанные с неправомерными действиями коллекторов. Обращение на имя руководителя
УФССП России по Курганской области – главного судебного пристава Курганской
области Ирины Лазаревны Уваровой должно быть составлено в произвольной форме. В
нем следует описать ситуацию и указать номер телефона для связи с заявителем. К
обращению нужно приложить детализацию (распечатку) звонков с телефонами звонивших,
копию договора займа, а также любые доступные доказательства фактов,
свидетельствующих о нарушении прав. Обращение следует принести в Управление
ФССП России по Курганской области, расположенное по адресу: г. Курган, ул. К.
Мяготина, д. 119.
Пресс-служба УФССП России
по Курганской области
февраля 2024 года вступает силу ряд изменений в Федеральный закон №230-ФЗ «О
защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности
по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный
закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».
Среди
наиболее значимых изменений: закрепление в законодательстве терминов, таких как
«коллекторы» и «коллекторская деятельность», уточнения частоты взаимодействия с
должниками, а также перенос коммуникации с должниками на портал «Госуслуг». Большинство
изменений начнут действовать с 1 февраля 2024 года, некоторые поправки вступят
в силу только в августе того же года.
УФССП
России по Курганской области рассказываете о важных нововведениях, а также о
том, как они отразятся на гражданах, у которых есть неоплаченные долги.
Деятельность микрофинансовых организаций по возврату
просроченной задолженности теперь под
контролем ФССП Теперь
деятельность банков и микрокредитных организаций по возврату просроченной
задолженности переходит под контроль судебных приставов. Ранее ФССП
контролировала деятельность только профессиональных коллекторских организаций.
С 2024 года специалисты УФССП России по Курганской области наравне с другими
территориальными органами будут вести реестр коллекторских организаций, а также
перечень кредитных и микрофинансовых организаций, занимающихся возвратом просроченной
задолженности граждан. То есть теперь жалобы зауральцев на действия всех коллекторов,
касающихся возврата просроченной задолженности, будет принимать и рассматривать
УФССП России по Курганской области.
Закон закрепляет понятие
«профессиональная коллекторская организация»
Ранее в российском
законодательстве отсутствовал термин «профессиональная коллекторская
организация». Фактически использовать его в официальной документации было
нельзя. Однако с февраля 2024 года эти понятия будут введены в действующую
версию Федерального закона №230-ФЗ. Изменения касаются списка юридических лиц,
имеющих право на взыскание долгов. В этот перечень будут включены:
- профессиональные
коллекторские организации, специализирующиеся на возврате задолженности. Такие
компании продолжат проходить процедуру регистрации и включаться в специальный
реестр.
- микрофинансовые и
кредитные организации, которые получат возможность напрямую общаться с
должниками (личные встречи, телефонные звонки и т.д.) при условии
предоставления уведомления в ФССП и включения в соответствующий список.
В
названии каждого агентства теперь обязательно должны присутствовать выражение
«профессиональная коллекторская организация». Все компании, уже внесенные в реестр
ФССП, должны будут привести свои названия в соответствие с нововведениями. При
регистрации каждое коллекторское агентство обязано будет указывать свой
электронный адрес для связи с должниками. Эта информация будет включена в
реестр ФССП и должна быть размещена на сайте организации.
Для микрофинансовых и
кредитных организаций будет создан специальный перечень, который будет вести
ФССП на основе уведомлений от банков и МФО.
Таким образом, коллекторский бизнес фактически выходит на
новый уровень развития и, соответственно,
попадает под жесткий контроль, осуществлять который будут судебные
приставы.
Портал «Госуслуг» поможет при взаимодействии с должниками
Новые
поправки разрешают зарегистрированным коллекторским организациям использовать
портал «Госуслуг» в качестве средства взаимодействия при соблюдении ряда
требований. Во-первых, гражданин должен подтвердить согласие на получение
сообщений в своем аккаунте на сайте. Если такого подтверждения организация не
получит, то и направлять уведомления с помощью «Госулуг» не сможет. Гражданин
же в праве пожаловаться в УФССП России по Курганской области, если посчитает
действия коллекторов в этой сфере незаконными.
Законодательство
четко регламентирует количество сообщений-напоминаний об одной задолженности ,
отправленных через «Госуслуги» - не
более двух в календарный месяц.
Также
обновлен порядок направления должником документов кредитору через «Госуслуги».
Ранее любые обращения можно было отправлять только на фактический адрес
коллекторской организации.
Частота и особенности взаимодействия коллекторов с должником
Одно
из важных нововведений - уточнение частоты звонков, отправки сообщений и личных
встреч коллекторов с гражданами, которые имеют просроченную задолженность. В
частности, законодательство точно закрепляет термин «календарная неделя» -
период с понедельника по воскресенье. Кроме того, вводится понятие
«состоявшееся взаимодействие» - телефонные звонки без ответа со стороны должника
не будут включаться в счетчик взаимодействий. Взаимодействие же будет считаться состоявшимся, если до должника
удалось донести информацию о задолженности или должник в явной форме отказался
общаться.
Еще
одно важное уточнение - определение
взаимосвязанных сообщений. Теперь несколько взаимосвязанных сообщений,
например, в любом мессенджере, считаются взаимодействием. А обмен сообщениями с
должником в течение одного календарного дня считается одним взаимодействием.
Ранее это считалось нарушением и ограничивало эффективное общение с должником.
Напомним,
что закон строго регламентирует количество и время
телефонных звонков, которые может совершать кредитор. В частности, не
допускается непосредственное взаимодействие с должником:
- в рабочие дни в период с 22 до 8 часов и в выходные
и нерабочие праздничные дни в период с 20 до 9 часов по местному времени по
месту жительства или пребывания должника;
- посредством личных встреч более одного раза в течение
одной календарной недели;
- посредством телефонных переговоров или с
использованием автоматизированного интеллектуального агента более одного раза в
сутки, более двух раз в неделю, более восьми раз в месяц.
Важно отметить, что теперь
представлять интересы должника может лишь адвокат, сведения о котором внесены в
реестр адвокатской палаты.
Напомним,
что УФССП России по Курганской области продолжает принимать обращения граждан,
связанные с неправомерными действиями коллекторов. Обращение на имя руководителя
УФССП России по Курганской области – главного судебного пристава Курганской
области Ирины Лазаревны Уваровой должно быть составлено в произвольной форме. В
нем следует описать ситуацию и указать номер телефона для связи с заявителем. К
обращению нужно приложить детализацию (распечатку) звонков с телефонами звонивших,
копию договора займа, а также любые доступные доказательства фактов,
свидетельствующих о нарушении прав. Обращение следует принести в Управление
ФССП России по Курганской области, расположенное по адресу: г. Курган, ул. К.
Мяготина, д. 119.
Пресс-служба УФССП России
по Курганской области