О возможности направления исполнительных документов в электронном виде
05:00 13.10.2023
Управление Федеральной службы судебных приставов по Мурманской области (далее — Управление) является территориальным органом Федеральной службы судебных приставов, на который возложены задачи по организации и осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве» актов других органов и должностных лиц. Управление осуществляет взыскание денежных средств в пользу юридических лиц, граждан по исполнительным документам, выданными судами. Принудительное исполнение (процедура взыскания) начинается с предъявления в подразделения судебных приставов Управления исполнительных документов. Анализ имеющихся в Управлении данных показал, что юридическими лицами исполнительные документы предъявляются по большей части на бумажном носителе. Зачастую эти исполнительные документы поступают намного позже вступления в законную силу судебных актов, что создает предпосылки для возможности отчуждения имущества должниками. Вместе с тем, положения статей 130, 428 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статей 123.8, 353 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривают возможность по просьбе взыскателя направления судом, мировыми судьями исполнительных документов (судебных приказов, исполнительных листов) для принудительного исполнения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Согласно статьи 94 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате исполнительная надпись нотариуса (обладающая силой исполнительного документа) также по заявлению взыскателя может быть передана нотариусом на принудительное исполнение. В рамках информационного взаимодействия между Федеральной службой судебных приставов и Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации обеспечена возможность направления на принудительное исполнение в территориальные органы службы исполнительных документов в электронном виде посредством системы межведомственного электронного взаимодействия. В настоящее время в подразделения судебных приставов Управления из федеральных судов, расположенных на территории Мурманской области, судебных участков мировых судей Мурманской области исполнительные документы поступают также и в электронном виде. Это ускоряет процедуру поступления на принудительное исполнение исполнительных документов, снижает риски подделки и утраты исполнительных документов (в т.ч. при пересылке), а также появления связанных с человеческим фактором фактических ошибок. Кроме того, минимизируются расходы взыскателей на оплату корреспонденции при направлении исполнительного документа почтовой связью. Для предъявления исполнительных документов в электронном виде не требуется посещение подразделений судебных приставов Управления. Также 16.06.2023 Министерство юстиции Мурманской области на своем интернет-сайте разместило информацию о том, что с ноября 2022 года все судебные участки Мурманской области подключены к сервисам межведомственного электронного взаимодействия и на постоянной основе приступили к передаче в службу судебных приставов исполнительных документов в электронном виде. Для направления в Федеральную службу судебных приставов исполнительного листа (судебного приказа) в форме электронного документа непосредственно судом гражданам или представителям юридических лиц достаточно изложить соответствующую просьбу в исковом заявлении (заявлении о выдаче судебного приказа) либо обратиться с письменным ходатайством в адрес мирового судьи, принимавшего решение по делу. Образец ходатайства размещен по ссылке: https://minjust.gov-murman.ru/files/obrazets_khodataystvo.docx Предлагаем рассмотреть вопрос об избрании приоритетного способа направления исполнительных документов в подразделения судебных приставов Управления путем направления судом исполнительных документов в электронном виде, после удовлетворения им соответствующего ходатайства взыскателя.