Что ожидает коллекторов и должников в новом году?

21:00 07.02.2024

Коллекторы на законодательном уровне ограничены в своих правах в целях защиты прав и законных интересов граждан, не осуществляющих предпринимательскую деятельность. А с 01 февраля 2024 года в силу вступил Федеральный закон № 467-ФЗ"О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях". Как теперь позволено действовать профессиональным взыскателям? Что изменится для должников? Каков будет алгоритм работы судебных приставов в отношении коллекторов? На эти и многие другие вопросы ответит руководитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Дагестан - главный судебный пристав по Республике Дагестан Алик Алилов.- Алик Мирзабекович, расскажите, пожалуйста, какие организации имеют право заниматься взысканием долгов? - Профессиональные коллекторские организации, микрофинансовые организации и кредитные организации - это хорошо всем известные коллекторы, которые в правовом поле именуются как профессиональные взыскатели. Организации, занимающиеся взысканием долгов, должны быть зарегистрированы на территории Российской Федерации. Согласно вступивших в силу изменений в названии   коллекторской организации обязательно должно быть указано, что это профессиональная коллекторская организация. Профессиональная коллекторская организация - это юридическое лицо, осуществляющее деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенное в государственный реестр и отображющее этот статус в своем наименовании.  При регистрации каждое коллекторское агентство обязано указывать свой электронный адрес для связи с должниками. ФССП России будет вести одновременно с государственным реестром профессиональных коллекторских организаций и перечень кредитных и микрофинансовых организаций, осуществляющих возврат просроченной задолженности физических лиц. - А что ожидает коллекторов и должников с вступлением в силу Федерального закона № 467 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"?. - Из нововведений стоить отметить , что переговоры с должником будут вестись  и с использованием автоматизированного интеллектуального агента, которые также будут записываться. Однако  по требованию должника его должны переключить на сотрудника организации.  При этом взаимодействие с должником возможно только при наличии специального оборудования и программного обеспечения, которые позволяют вести запись и хранить результаты такого взаимодействия.   Еще одним способом взаимодействия с гражданами станет направление сообщений должникам через портал Госуслуг. Этот способ приравнивается к электронным сообщениям. Для такого порядка общения потребуется, чтобы программное обеспечение коллекторской, кредитной или микрофинансовой организации было подключено к порталу Госулуг. Также необходимо, чтобы должник подтвердил свое согласие на получение сообщений в личном кабинете на портале Госуслуг. Существуют ограничения электронного взаимодействия: в течение календарного месяца можно направлять через портал Госуслуг не более двух сообщений по одному обязательству.  Дополнительным способом взаимодействия станет направление гражданину письменной корреспонденции, доставляемой по месту жительства или месту пребывания должника операторами почтовой связи, курьером или специальными курьерскими службами без непосредственного взаимодействия с ним. Но и как ранее взаимодействие между профессиональным взыскателем и должником может проходить посредством личных встреч. В будний день с 8:00 до 22:00, а в выходной или праздничный - с 9:00 до 20:00. Но не более 1 раза в неделю. Если говорить о  телефонных переговорах, то не более 1 раза в сутки, 2 раз в неделю и 8 раз в месяц. Также в будний день с 8:00 до 22:00, в выходной или праздничный день - с 9:00 до 20:00. При этом важно помнить, что взаимодействовать с должником по вопросам возврата профессиональной задолженности имеет право кредитор или лицо, действующее от его имени, но только в случае, если это кредитная, либо профессиональная коллекторская организация зарегистрирована в установленном порядке. В начале каждого случая общения с должником кредитор или представитель кредитора должен сообщить последнему имя и индивидуальный идентификационный код физического лица, осуществляющего такое взаимодействие, присвоенный кредитором или представителем кредитора либо, при отсутствии индивидуального идентификационного кода, фамилию, имя и отчество  физического лица, осуществляющего такое взаимодействие; сведения о наличии просроченной задолженности, в том числе ее размер и структура. -  Требуется  согласие должника на такое общение с коллектором? Имеет ли должник право отказаться от взаимодействия с коллектором и что в данном случае он может предпринять? - Граждане вправе отказаться от взаимодействия с коллектором или его представителем посредством направления последним заявлений об отказе от взаимодействия и об осуществлении взаимодействия через указанного должником представителя. Заявление может быть направлено коллектору или его представителю заказным письмом с уведомлением, через нотариуса или же нарочно. При этом важно помнить, что в качестве представителя должен выступать только адвокат, имеющий удостоверение. Также заявление об отказе от взаимодействия может быть направлено не ранее, чем через 4 месяца со дня возникновения просрочки. И после получения заявления должнику запрещается привлекать другие лица для взаимодействия с ним.А что касается согласия, то оно необходимо в случае, если коллектор решил пообщаться с третьими лицами, например члены семьи. И тут важно как согласие должника на взаимодействие с третьим лицом, так  и согласие третьего лица. При этом согласие с третьими лицами должно быть дано в письменной форме в виде отдельного документа, содержащее в том числе согласие должника на обработку персональных данных. Но а если одно из условий не выполнено, то взаимодействие незаконно. - Алик Мирзабекович, а когда коллектор превышает свои полномочия и какую ответственность он за это несет? - Взаимодействие должно быть предельно корректным. Не допускается применение к должнику или иным лицам физической силы, угрозы применения физической силы, использование методов взаимодействия, опасных для жизни и здоровья людей, уничтожение или повреждение имущества, либо угрозы это подразумевающие. Также к незаконным действиям относятся оказание психологического давления на должника и иных лиц, использование выражений и совершение действий, унижающих честь и достоинство должника и иных лиц. Коллектор не имеет право вводить должника и иных лиц в заблуждение относительно  правовой природы и размера неисполненного обязательства, причин его неисполнения должником, срока исполнения обязательства, передачи вопроса о возврате просроченной задолженности на рассмотрение суда, последствий неисполнения обязательства для должника и иных лиц, возможности применения к должнику мер административного и уголовно-процессуального воздействия и уголовного преследования.За указанные выше действия профессиональный взыскатель будет привлекаться к административной или уголовной ответственности. Административный штраф для граждан в размере от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; для должностных лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; для юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей. Стоить отметить, что сотрудники органов принудительного исполнения имеют право проводить профилактические и контрольно-надзорные мероприятия с профессиональными взыскателями, вносить предписания об устранении выявленных нарушений в их адрес, ограничивать в использовании отдельных способов взаимодействия с должниками (третьими лицами) и исключать их из государственного реестра.- А если профессиональный взыскатель нарушил закон при взаимодействии с должником, то куда может обратиться гражданин для защиты своих прав и что ему понадобится, чтобы доказать факт нарушения? - В Управлении Федеральной службы судебных приставов по Республике Дагестан работают специалисты по ведению государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности. О противоправных действиях коллекторов граждане могут сообщить письменно, направив заявление в Службу судебных приставов,  также заявление можно направить и в электронном виде посредством «Интернет-приемной», функционирующей на официальном сайте Управления. Помимо этого  в круглосуточном режиме функционирует и  «телефон доверия» 8 (8722) 69 -44-22. Так, в 2023 году было принято 44 обращения граждан. Большинство обращений оказались необоснованными. Одна кредитная организация была привлечена к административной  ответственности. Стоить отметить, что необходимо любыми способами зафиксировать противоправные действия коллекторов. Например, каким образом с ним либо с третьими лицами происходит взаимодействие: с каких номеров телефонов, адресов электронной почты, аккаунтов, кем представляются, в пользу кого, в чьем интересе, действуют (наименование кредитора и лица, действующего от его имени). В целях всестороннего и своевременного рассмотрения заявления гражданина, необходимо подтверждение нарушений кредитором или коллектором установленных законом правил, а именно, заверенная детализация телефонных переговоров, аудиозаписи телефонных переговоров, копии почтовых отправлений, поступивших по месту жительства или месту пребывания должника, снимки с экрана мобильного телефона должника, содержащие СМС сообщения от коллектора. Это позволит провести более полную, всестороннюю и объективную проверку, установить причастных лиц, правильно квалифицировать их действия, и, при наличии оснований, принять к ним меры реагирования в соответствии с действующим законодательством. Также немаловажным является поддерживать обратную связь со специалистами Управления после подачи обращения для более эффективного и скорого разрешения проблемы.