Изменения в законодательстве о коллекторской деятельности

17:00 21.01.2024

Изменения в Федеральный закон «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» от 03.07.2016 N 230-ФЗ Изменения внесены Федеральным законом от 04.08.2023 № 467-ФЗ. Нововведения вступают в силу с 1 февраля и с 1 августа 2024 г. Кто такие профессиональные взыскатели? Вводятся термины «коллекторы» и «коллекторская деятельность». Вести взыскание по закону о коллекторах имеют право: - профессиональные коллекторские организации, специализирующиеся на возврате просроченной задолженности; - микрофинансовые и кредитные организации, получившие возможность напрямую общаться с должниками (личные встречи, телефонные переговоры, сообщения) при условии направления уведомления в ФССП о таком взаимодействии. Данные организации включаются в специальный перечень. Новые способы взаимодействия с должниками Автоматизированный интеллектуальный агент (АИА) — программное обеспечение для ведения диалога с должниками без прямого участия сотрудников организаций. - АИА приравнивается к телефонным переговорам; - путем АИА коллекторы могут вести диалог с клиентом, передавать ему информацию о просроченной задолженности; - все переговоры с использованием АИА должны записываться; - по запросу должника АИА должен переключить разговор на сотрудника организации. Портал «Госуслуги» - Программное обеспечение коллекторов должно быть подключено к сайту «Госуслуги»; - гражданин должен подтвердить согласие на получение сообщений в своем аккаунте на сайте организации; - в течение 1 календарного месяца коллекторы не могут направлять через «Госуслуги» более 2 сообщений по одному обязательству; - Обновлен порядок направления должником документов кредитору через «Госуслуги». Ранее любые обращения можно было отправлять только на физический адрес коллекторской организации. Особенности взаимодействия: Телефонные звонки без ответа со стороны должника не будут включаться в счетчик непосредственных взаимодействий. Взаимодействие считается состоявшимся, если до должника удалось донести информацию о задолженности или должник в явной форме отказался общаться. Обмен сообщениями: если должник отвечает на первое сообщение коллектора, то коллектор может отправлять клиенту любое количество сообщений до окончания диалога. Эта ситуация будет считаться одним контактом. Состав сведений, которые коллекторы и сотрудники банка, МФО должны сообщать клиенту при каждом общении: - имя и идентификационный код, присвоенный сотруднику его организацией (если код не присвоен, указывается ФИО); - полное наименование кредитора; - информация о задолженности (с указанием ее размера, структуры). Как подать заявление об отказе от личного взаимодействия, иные документы? - письменно по адресу коллекторской организации, банка или МФО; - через нотариат; - по электронной почте, указанной на сайте взыскателя; - через портал «Госуслуг»; - лично под роспись. Новые сроки и правила уведомления о продаже долга: - кредитор обязан уведомить заемщика не позже 5 рабочих дней после заключения договора; - уведомление разрешено отправлять по почте, через нотариат или портал «Госуслуги», лично под роспись; - допускается уведомление по электронной почте, указанной в договоре на кредит или заем; - кроме уведомления указанными способами, кредитор обязан разместить сообщение на Федресурсе. Требования к представителю должника Представителем должника может быть только адвокат, сведения о котором внесены в реестр адвокатской палаты по субъекту РФ. Коллекторское агентство обязано проверять статус представителя при получении уведомления от должника. Пресс-служба УФССП России по Томской области тел: (3822) 61-51-20 press@r70.fssp.gov.ru http://r70.fssp.gov.ru/