Что нужно знать при взаимодействии с коллектором

06:45 13.06.2024

Взаимодействовать с должником по вопросам возврата просроченной задолженности имеют право: кредитор, т.е. организация, где гражданин оформил кредит (микрозайм); новый кредитор (организация, к которой право на возврат просроченной задолженности перешло по договору переуступки прав (цессии); представитель кредитора. Чаще всего в качестве нового кредитора выступают юридические лица, включенные в государственный реестр профессиональных коллекторских организаций. Реестр профессиональных коллекторских организаций можно найти на официальном сайте ФССП России по ссылке https://fssp.gov.ru/iss/svedeniya-reestr-collect/gosreestr_jurlic. Лица, занимающиеся возвратом просроченной задолженности, обязаны соблюдать требования Федерального закона от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».   Какие способы общения с должником законны   Для общения с должником кредиторы и их представители, в том числе профессиональные коллекторские организации, могут использовать: • личные встречи, телефонные переговоры, в том числе с участием робота-коллектора (непосредственное взаимодействие); • телеграфные, текстовые, голосовые и иные сообщения, передаваемые по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи, а также через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций); • письменную корреспонденцию, доставляемую по месту жительства или месту пребывания должника операторами почтовой связи, курьером или специальными (курьерскими) службами доставки без непосредственного взаимодействия.   Как часто могут беспокоить должника   Встречаться с должником лично можно не более одного раза в неделю: с 8 до 22 часов в будни и с 9 до 20 часов по выходным и в праздники. Вести переговоры по телефону можно не более одного раза в сутки, двух раз в неделю и восьми раз в месяц: с 8 до 22 часов в будни и с 9 до 20 часов по выходным и в праздники. Отправлять телеграфные, текстовые, голосовые и прочие сообщения по сетям электросвязи, подвижной радиотелефонной связи (через интернет и мобильный телефон) разрешено до двух раз в сутки, четырех раз в неделю и 16 раз в месяц: по рабочим дням с 8 до 22 часов, по выходным и праздникам с 9 до 20 часов. В целях возврата просроченной задолженности по инициативе кредитора или представителя кредитора должнику в течение календарного месяца может быть направлено с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) не более двух информационных сообщений по одному обязательству. Ограничений по количеству почтовых отправлений нет.   Имеют ли коллекторы право беспокоить родственников должника   Взаимодействие с третьими лицами, к которым в том числе относятся члены семьи, друзья, соседи, коллеги должника, возможно, но только при одновременном соблюдении следующих условий: • имеется согласие должника на взаимодействие с третьими лицами; • имеется согласие третьего лица на осуществление с ним взаимодействия. Согласия должны быть оформлены в виде отдельных документов и содержать в том числе согласие на обработку персональных данных.   Как отказаться от общения с коллекторами   Чтобы отказаться от общения с коллекторами, необходимо направить кредитору и (или) его представителю (заказным письмом с уведомлением, через нотариуса, по электронной почте, с нарочным): • заявление об отказе от взаимодействия; • заявление об осуществлении взаимодействия через представителя, в качестве которого может выступать только адвокат. Форма заявления должника об осуществлении взаимодействия с кредитором и (или) его представителем либо об отказе от взаимодействия утверждена приказом ФССП России от 18.01.2024 № 6 и размещена на официальном сайте ФССП России.