Права и обязанности юридических лиц при совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности граждан
05:13 26.03.2024
Действия сотрудников организаций, занимающихся возвратом просроченной кредиторской задолженности физических лиц, строго регламентируются Федеральным законом от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее - Федеральный закон № 230, Закон). Так, при совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, кредитор или представитель кредитора, вправе взаимодействовать с должником, используя: 1) личные встречи, телефонные переговоры, в том числе с использованием автоматизированного интеллектуального агента (непосредственное взаимодействие); 2) текстовые, голосовые и иные сообщения; 3) сообщения через портал «Госуслуг»; 4) почтовые отправления по месту жительства или месту пребывания должника. Запрещено беспокоить должника в рабочие дни в период с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства или пребывания последнего, известным кредитору и (или) лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах. При любых контактах запрещено применять к должнику и иным лицам следующие действия: физическую силу, угрожать, уничтожать или повреждать имущество, применять методы, опасные для жизни и здоровья людей, оказывать психологическое давление на должника использованием выражений и совершением иных действий, унижающих его честь и достоинство, вводить в заблуждение относительно принадлежности кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, к органам государственной власти и органам местного самоуправления. Помимо указанного не допускаются действия, связанные с любым другим неправомерным причинением вреда должнику и иным лицам или злоупотреблением правом. Следует отметить, что кредиторы и представители кредиторов не могут взаимодействовать путем личных встреч и телефонных переговоров с гражданами, которые признаны банкротом или недееспособными, а также с находящимися на излечении в стационарном лечебном учреждении, с инвалидами первой группы и с несовершеннолетними (за исключением случая эмансипации). В начале каждого случая непосредственного взаимодействия (например, личные встречи, телефонный разговор) кредитор или представитель кредитора, должен сообщить имя и индивидуальный идентификационный код (при наличии) лица, осуществляющего взаимодействие либо фамилию, имя и отчество, также название организации, которую он представляет, сведения о наличии просроченной задолженности, в том числе о ее размере и структуре. При использовании автоматизированного интеллектуального агента должнику должны быть сообщены также условное наименование и индивидуальный идентификационный код автоматизированного интеллектуального агента, при этом должнику должна быть обеспечена возможность продолжить взаимодействие с сотрудником кредитора или представителя кредитора. В направляемых сообщениях требуется указывать фамилию, имя и отчество либо наименование кредитора, а также представителя кредитора, их номер контактного телефона, а также сведения о наличии просроченной задолженности, в том числе могут указываться ее размер и структура . Федеральным законом № 230 установлены ограничения в части частоты взаимодействия с должником по вопросу погашения задолженности. Так, если между должником и кредитом не заключено соглашение на иную частоту взаимодействия, то личные встречи могут производиться не чаще одного раза в календарную неделю, телефонные звонки допускаются раз в сутки, не более двух раз в календарную неделю и восьми раз в календарный месяц, а сообщения разрешено направлять не более двух раз в день, четырех в календарную неделю и 16 в календарный месяц. Кредиторы и их представители получили право передавать сообщения должнику через портал «Госуслуг» при наличии согласия должника на такое взаимодействие. В течение 1 календарного месяца можно направлять через «Госуслуги» не более 2 сообщений по одному обязательству. Ограничение частоты взаимодействия с должником установлено в отношении каждого самостоятельного обязательства. Иными словами, если у гражданина несколько долгов, то частота общения с кредитором будет пропорциональна количеству его просроченных долгов, при условии, что в каждом случае речь идет о разных денежных обязательствах. Аналогичные требования по взаимодействию Федеральный закон № 230 предъявляет к общению кредитора с третьими лицами, под которыми понимаются члены семьи должника, родственники, иные проживающие с должником лица, соседи и любые другие физические лица. При этом, направленное на возврат просроченной задолженности взаимодействие кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, с любыми третьими лицами по инициативе кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, может осуществляться только при одновременном соблюдении следующих условий: 1) имеется согласие должника на осуществление направленного на возврат его просроченной задолженности взаимодействия с третьим лицом; 2) имеется согласие третьего лица на осуществление с ним взаимодействия. Вышеуказанные согласия, содержащие в том числе согласие должника и (или) третьего лица на обработку его персональных данных, должны быть даны в письменной форме в виде отдельных документов. Кредитные и микрофинансовые организации вправе взаимодействовать с должником путем личных встреч, телефонных переговоров, в том числе с использованием автоматизированного интеллектуального агента, текстовых, голосовых и иных сообщений только в том случае, если уведомили до 01.03.2024 службу судебных приставов о решении осуществлять взаимодействие с должником указанными способами. Если кредитор привлек для взаимодействия с должником представителя кредитора или заключил договор цессии, он должен уведомить об этом должника в течении 5 рабочих дней. При поступлении от должника обращения, кредитор и представитель кредитора обязаны в течении 10 рабочих дней дать на него ответ. О нарушении требований Закона, порядка взаимодействия, направленного на возврат задолженности, граждане могут обратиться с жалобой непосредственно в Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю (далее - Главное управление) одним из следующих способов: - письменно по адресу: 656056, г. Барнаул, ул. Пушкина д. 17; - через интернет-приемную на официальном сайте Главного управления (r22.fssp.gov.ru). К обращению рекомендовано приложить (при наличии) документы (их копии), которые помогут дать оценку нарушениям закона, в частности: кредитные договоры (договоры займа); распечатку телефонных звонков и входящих sms-сообщений, которую можно получить у оператора сотовой связи или в «личном кабинете»; аудиозапись телефонных разговоров; скриншот поступившего сообщения, а также иные документы, подтверждающие содержащееся в обращении доводы. Пресс-служба ГУФССП России по Алтайскому краю